Мне периодически задают вопрос, гарантирую ли я результат, что собака или кошка “исправится” и проблем поведения не будет.

Честно – он меня удивляет. Это же всё равно что прийти к психотерапевту и спросить, гарантирую ли я результат. Или к диетологу, к примеру, чтобы он гарантировал, как я прекрасно похудею.

Но это не означает, что специалист не несёт ответственность. Она есть, только в другой области.

– Нужно подобрать грамотные методики в нужном для данного конкретного случая порядке.

– Создать условия для того, чтобы человек обучался. Да, я обучаю – отдаю свои знания. И крайне важно сделать это так, чтобы человек смог их взять, осмыслить, сделать свои собственные выводы и поменять своё поведение в каких-то моментах. Я должна выстроить логику процесса обучения и провести клиента по наикратчайшему пути, потому что моя цель – эффективность, а не “долгая работа для получения денег”.

– Я считаю важным дать человеку ресурс для изменений, именно это даст ему силы поменять что-то в привычных процессах.

– Я ответственна за то, чтобы делать это экологично для всех участников процесса: не манипулируя и взывая к чувству вины, не обвиняя, не разрушая человека, уважая его и его личные границы. Это кажется очевидным, но посмотрите, как работают многие тренеры – там нет ни капли уважения к обучающемуся. Именно поэтому я сама много обучаюсь тому как правильно обучать взрослых людей и прохожу терапию, чтобы расти как личность.

– В целом специалист – это инструмент. Но никак не “производитель результата”.

Ответственность клиента в первую очередь в том, чтобы принять на себя ответственность за получаемый результат. Да, он может в итоге не соответствовать ожиданиям, такое тоже бывает. Кстати, нормально, потому что мы можем достигнуть в каждой сфере только того результата, к которому мы готовы на данный момент, у каждого свои ограничения.

Невозможность клиента взять на себя ответственность за негативный результат процесса приводит к тому, что человек не может присвоить и положительный результат, как это ни парадоксально. Любые положительные изменения будут обесценены и окажется, что специалист снова не помог. Человек в таком случае не замечает никаких положительных сдвигов, хотя они есть. Это об одном и том же, две стороны одной медали.

Клиент ответственен за выполнение рекомендаций специалиста. Специалист должен убедиться, что человек получил навык, сможет сам его воспроизвести дальше, но он не ответственен за то, что человек потом решит не выполнять рекомендации.

Клиент ответственен за веру в успех того, что он делает. Если нет уверенности в том, что это поможет (при условии правильных методик и направления работы), то положительный результат если и будет, то гораздо ниже возможного. Мотивация и внутренний настрой – важный фактор успеха и источник ресурса для активных действий.

Клиент ответственен за доверие к специалисту. Потому что если нет доверия, то как вообще можно работать и зачем обращаться к специалисту? Несомненно, люди приходят в работу и без доверия, но тогда это не про решение проблем поведения собак и кошек, а про удовлетворение каких-то других потребностей таким вот странным способом.

Например, есть категория людей “я прошёл 10 кинологов, мне никто не помог, на вас вся надежда”. Часто в таких случаях человек не хочет решения проблемы, а хочет убедиться в том, что ему никто, ну никто помочь не может. Зачем ему нужно сохранение проблем поведения у питомца – другой вопрос, и это вопрос к психотерапевту.

Ограничения в работе, которые никак не зависят ни от клиента, ни от специалиста.
Как минимум, это проблемы со здоровьем собаки – генетические, связанные с некачественным разведением, или приобретенные – и проблемы с нервной системой, связанные с разведением.

Если собака реактивна (сам по себе или родилась от реактивных родителей), то она в большинстве случаев (но не во всех) останется реактивной – опять же, это вопрос грамотной работы плюс менеджмент среды для того, чтобы собака была адекватна и с ней можно было вполне комфортно жить.
Если мозг собаки в утробе матери или во время развития после рождения формировался под влиянием гормонов стресса, то это тоже сильно влияет на то, каким именно будет поведение собаки в будущем.

Работа для решения проблем поведения собак и кошек начинается с нас – с того, как меняется наш взгляд на питомца, с понимания, какое место он занимает в нашей жизни и какие роли в семейной системе мы на самом деле на него возложили. Иногда параллельно требуется работа с психотерапевтом – для того, чтобы разобраться в себе и получить ресурс для работы с проблемами питомца.

Поэтому нет, я никогда не даю гарантий на результат. Но я знаю, что с каждым клиентом в каждый момент времени я делаю максимум того, на что способна и за что несу ответственность как специалист.

И если хоть какой-то специалист будет вам давать 100% гарантию, что работа по решению проблем поведения у собаки или кошки будет успешной – бегите от него подальше. Потому что обычно именно такие специалисты оказываются негуманными.