Крупная собака — можно использовать любые методы?
Содержание статьи
Мне как-то сказали: «Тоже мне, пацифистка нашлась, а сама овчарок воспитывает!» В этой фразе заключена квинтэссенция того, как люди относятся к воспитанию и обучению собак. Есть миф, что применяемые методы зависят от размера (породы) собаки и имеющихся проблем. Типа с небольшой можно мягкими методами, а если у вас овчарка, то мягко не получится. Поэтому с негуманным обращением и рекомендациями в первую очередь сталкиваются владельцы средних и крупных собак.
От владельцев я тоже часто слышу: она же маленькая (по размеру), как её можно наказывать?
Подтекст: собак большего размера физически наказывать можно.
Правда: применяемые методы зависят от знаний и навыков специалиста и внутренних настроек, не позволяющих (или позволяющих) использовать разные формы насилия.
И повторю ещё раз: методы не «зависят от собаки», не надо на собак перекладывать ответственность за негуманность. Методы зависят только и только от человека. Иначе это звучит как: «Да, я бил жену, но она сама виновата, довела меня».
Крупную собаку надо «сломать»
Я часто сталкиваюсь с тем, как в разных группах владельцев уверяют, что разные сложности без насилия не решить. У вас агрессивная овчарка? Только строгач или удавка и будем «ломать». Собственно, мне неоднократно в первый год-полтора жизни моей восточно-европейской овчарки говорили, что собаку надо «сломать» и «показать, кто здесь главный». Как вы понимаете, речь шла не о том, чтобы мягко потрепать любимой собаке бочок, улыбнуться и дать лакомство.
При этом есть тотальное непонимание, как работают гуманные методы (собственно, если б это понимание было, то насилия по отношению к собакам было бы тоже меньше).
Я однажды была свидетелем, как родитель говорит про своих детей: «Вот этого бить ни разу не пришлось, все понимал с первого раза, а вот с этим никак, иначе не понимает! Иногда надо наподдать!» И один ребенок в семье получал травму свидетеля, а другой был тем ребенком, которого били и били регулярно. Родители аргументировали: «За дело, чтобы понял».
Методы = ценности человека
Ценности человека определяют применяемые методы, а не сложность ситуации. Это касается и взаимодействия с собаками. Нет никакой связи между размером собаки, породой, сложностями проблемы. Это не является ни причиной, ни оправданием негуманные методов.
Тогда из точки «Я не знаю, что делать с проблемой агрессии у крупной собаки» будет следовать «ищу специалиста, который работает гуманными методами и помогает мне понять свою собаку», а не «научите, как правильно использовать удавку, чтоб слушалась».
Индивидуальный подход к обучению собак
Как это расшифровывается в большинстве случаев: попробую минимум наказаний и насилия, попробую договориться, если не получится, насилия будет много и его уровень будет повышаться, пока не будет достигнут желаемый результат.
Как это понимаю я: каждой собаке нужен свой режим и организация прогулок, у каждой собаки свои потребности и привычки, свои сложности — и все это нужно учесть в работе. Но методы будут одинаково гуманные.
Дрессировка с учетом индивидуальных особенностей
Как выглядит на практике то, о чем я пишу? Например, вот несколько собак. С каждой из них учат команду «лежать». Некоторые считают, что один и тот же метод с поощрением лакомством всем без исключения собакам не подойдет. Я, в общем, тоже так считаю, потому что одна собака легко поймет, что от нее хотят и ляжет. Вуа-ля, метод сработал! А другая — нет.
Сторонники того самого «учета индивидуальных особенностей» понимают эту ситуацию следующим образом – не сработало на поощрении, значит, мы заставим собаку лечь. Как это делается: собаке начинают давить на спину, чтобы она легла. Или могут даже начать поводком за ошейник тянуть вниз. Вообще требование, чтобы собака во время обучения была в ошейнике, а не на шлейке, — уже совершенно четкий признак негуманного обучения, туда идти не надо. Так и иначе от собаки добиваются, чтобы она легла, потому что человеку надо.
Как я бы поступила в такой ситуации и что значит индивидуальный подход в моем варианте?
Почему собака не хочет лечь? А она точно понимает, что от нее хотят? Возможно, надо подобрать другой контекст или другой способ, чтобы объяснить. Если да, то достаточно ли ей вкусно то, что предлагается в качестве поощрения? Может, ей просто неинтересно это делать и надо поменять лакомство.
Дальше. Собака вообще хочет ложиться? Может, ей вот в данный момент это просто не хочется делать. Ок, тогда собаку просто оставим в покое. Или собаке не нравится, что ее просят лечь в мокрую траву (а она не любит сырость). Или на улице вообще зима и мокрый снег, грязь, и вот в ЭТО собаку просят лечь. Логично, что многие собаки скажут: «Ложитесь туда сами, а я ни за какие коврижки». И мне трудно осуждать собаку за это.
Собака перевозбуждена, ей просто тяжело переключиться на такое сложное движение. Собака боится, не уверена, и она тоже откажется ложиться, тк это по определению менее безопасная поза.
Еще может быть вариант, что собака плохо себя чувствует, и она не хочет лишний раз делать это движение и так далее. Вариантов, по какой причине собака не делает то, что владелец просит сделать, примерно миллион.
Вот это и есть индивидуальный подход: когда учитывается все-все в обучении, в том числе состояние собаки, ее желания. И ни в коем случае индивидуальным подходом не считается эскалация насилия по отношению к собаке с целью ее заставить: не делаешь по-хорошему — сделаешь по-плохому.
Так что пацифизм не только совместим с воспитанием овчарок, но является в целом краеугольным камнем взаимодействия с животными.
Нет других способов организации жизни и обучения, если вы хотите счастливую собаку и комфортную жизнь для своей семьи.