Как избавить собаку от панического страха прогулок

Это история моих клиентов, Ксении Муратовой и собаки Оливия.
Публикуется исключительно с их согласия и под полным контролем бдительного собачьего носа!

Как за 3 занятия решить проблему со страхами прогулок  и дать инструменты для разных сложных ситуаций в будущем

Точка А. Собака Оливия взята из приюта, панически боится гулять и не выходит на улицу.
Точка Б. Нереально заметить, что у неё была какая-то проблема

“Мы пребывали в иллюзии, что мы очень опытные собачники, что мы все знаем, для любой собаки найдем общий язык и все будет в порядке.  Но мы очень быстро выяснили, что у нас не было многих базовых знаний.”

У Оливки вызывало большой страх все, что связано с внешним миром. У нас был зоопсихолог от приюта, но ее советы были немножко не для нас, поверхностные и не учитывали сложность нашей ситуации. Она пыталась нам объяснить, что происходящее с собакой нормально, и это просто мелкие погрешности. Но мы прожили всю жизнь с собаками и понимали, что собаке очень нехорошо. Она не могла выйти на улицу, это, наверное, было самой большой проблемой. Не могла гулять, у Оливки вызывало большой страх все, что связано с внешним миром.

Тогда я совершенно ничего не знала про волшебство современных методов, вообще никогда не казалось, что придется этим заниматься. Амбиций, чтобы собака показывала какие-то чудеса дрессуры, не было. Хотелось, чтобы было нормальное щенячье поведение. При этом у меня все равно было опасение, что любое обучение собаки – это что я видела на всяких собачьих площадках, это насилие над собакой, для меня это было совсем неприемлемо.

Два уровня полезности

В работе с вами у нас было два уровня полезности. Первый – это мы решили конкретную проблему. И мы ее решили с комфортом для собаки.К счастью, у нас была возможность сразу, когда мы взяли Оливу, переехать за город, поэтому она могла гулять по участку, и мы спокойно учились выходить за ворота и гулять. Оливка стала гулять сначала один раз в день, потом со временем и два.

Понятно, что у нас прогресс не мог быть очень быстрым, но в работе постоянно было ощущение, что мы все дальше отходим от безнадежности. Даже когда возникали новые проблемы, например, когда впервые столкнулись с боязнью громких звуков, видно было, что мы идем к улучшениям.
До идеального результата мы шли два года, хотя первые изменения начались почти сразу. Но это был прыжок из состояния “ничего” в регулярные прогулки, иногда мы откатывались назад и начинали гулять стабильно только по утрам или только если встретим кого-нибудь (собаку-друга), потом даже если встретим утром, а вечером можем только нос показать. Сейчас мы гуляем, машины едут, люди идут, собаки подбегают. Если на улице раздастся очень громкий звук, например, фейерверк, она немного напрягается, но успокаивается через пару минут и гуляет, как ни в чём не бывало. Вообще нереально заметить, что у неё была какая-то проблема.
Второй – мы пребывали в иллюзии, что мы очень опытные собачники, что мы все знаем, с любой собаки найдем общий язык, и все будет в порядке. Но мы очень быстро выяснили, что у нас не было даже базовых знаний, которые бы нам помогли двигаться дальше, к примеру замечать какие-то проблемы. Например, когда у нас появилась вторая собака, Буся (её мы буквально нашли на улице), мы уже могли увидеть,  что у собаки стресс, что мы должны ее расслаблять, опять же вот эти все приемчики, которые мы с вами разбирали, которые помогают собаке стабилизировать свою нервную систему. Когда знаешь, что собачьи игры – это не только типичное «давай схватим что-нибудь и будем тянуть», но и что-то интеллектуальное. Видим теперь, что собаке некомфортно по языку тела. Прочитаешь так  50 страниц книги “Сигналы примирения” и испытаешь легкую неловкость по поводу того, насколько вежливо собака пыталась объяснить свои мысли.

Собачье поведение тоже меняется по мере работы, эволюционирует, можно договариваться, можно идти вперед. Например, прошлым летом у нас были грозы весь июль. И Оливу они пугали. Но мы уже знали, что ей надо дать, чтобы успокоиться, как ее размораживать. Мы научились лучше считывать сигналы собаки и справляться вот с такими новыми ситуациями, сейчас все это успешно применяем для Буси.

Все накопленные знания понемногу решают проблемы, конечно. То есть получается: вот два таких больших пласта – общее повышение образованности и конкретные задачи.

Процесс работы как комфортная защищенная среда

Сначала было много непонятных рекомендаций, потому что казалось, что мы занимаемся поначалу далеко не тем, что нужно нам. Но потом ты смотришь, как собака делает что-то новое – ты  больше ее узнаешь и понимаешь. Ну то есть сначала казалось немножко странно, потом было видно, что в этом есть логика, и что это основано на понимании собак. Иногда был и откаты, и возникала мысль, что Оливка так и будет всю жизнь страдать – ни нормальных прогулок, ни общения с другими собаками, но потом мы видели прогресс, эволюцию её поведения, и эта мысль отступала. И мы начали меньше пугаться откатов или каких-то новых сложностей – всё решаемо, надо просто спокойно и плавно помогать собаке справиться с новыми ситуациями и стрессом. Опять же, была важна ваша поддержка на этом пути: мы чувствовали, что мы не один на один с проблемой. Это было очень комфортно.

И о результатах

В двух словах, наши результаты я считаю великолепными. Сейчас реально не скажешь, что у собаки были проблемы. Мы переселились в новую страну,  у нее много друзей. А мы  боялись, что социализация упущена, что у нее не будет друзей собак!
Полгода назад у нас появилась Буся, решение взять вторую собаку не было обдуманным, мы её подобрали на улице, не могли оставить в беде. Оливка нас поначалу не одобрила, и они с Бусей хотели бескомпромиссно сожрать друг друга. Это был огромный стресс для всей семьи – нас с мужем, Оливы и Буси. Но здесь снова ваша помощь сыграла ключевую роль. За полтора месяца ненавязчивых и плавных шагов по сближению, Олива и Буся подружились, теперь они не разлей-вода, настоящая бандочка.

Сейчас я точно знаю, что если будут какие-то следующие трудности (а я понимаю, что они могут быть в течение жизни, любые обстоятельства могут меняться, и это может вызвать у собак фрустрацию), просто не дожидаемся и исправляем. Потому что намного проще быстро включить специальные методы, которые помогают собакам адаптироваться к ситуации, чем ждать, пока с этим будет очень печально.

Отрицание проблем – больше страдания и для животного, и для человека

Я бы всегда советовала обращаться к специалистам, когда мне кто-то из знакомых жалуется на проблемы с поведением их животных, я всегда даю ваш контакт. Но чаще всего люди не готовы обратиться, примерно по тем же причинам, почему люди сами не обращаются к психологу, когда стоило бы. Неприятно признавать проблему. И в итоге только больше страдают сами и мучают своих животных.