Сегодня я в очередной раз вспомнила, почему отвечать бесплатно за вопросы в большинстве случаев не только бесполезно, но еще и огребешь агрессию в свой адрес. Пришел в чат канала в телеге человек и спрашивает, почему кот, которого стали приучать ходить в туалет в унитаз, с появлением котенка дома вдруг начал какать на пол рядом с унитазом. А я с утра добрая была, дай, думаю, отвечу, ведь реально все просто. Пишу, так, мол, и так, отстаньте от кота с идеей про унитаз, сделайте нормальный лоток, и все будет хорошо.
Для новой информации нужно место
Содержание статьи
И вот тут важный момент: когда человек приходит с любым вопросом, хоть платно, хоть бесплатно, у него должно быть место, куда этот ответ разместить и потом применить. Часто этого места нет, и его надо освободить. Если очень условно и проще, то пока что все это место занято старыми убеждениями. За что берет деньги любой специалист? В том числе за то, чтобы это место для вас расчистить, показать, почему некоторые старые убеждения не соответствуют реальности, и тогда новые смогут интегрироваться. Такое ментальное и психологическое расхламление.
В большинстве случаев именно бесплатно задающие вопросы совершенно не готовы к ответу специалиста. Им кажется, что специалист какой-то «не такой», ситуацию не понял, отвечает невпопад. В лучшем случае вопрошающий молча удаляется, в худшем — начинает спорить с разной степенью агрессивности. Вспоминаю себя несколько лет назад: меня так банили пару раз)), потому что я тоже спорила, правда, без хамства. Но места для ответа, который давал специалист, у меня не было. А специалист уже все сразу понял и по доброте душевной показал, куда смотреть. Только я была не готова.
Помню, как-то звонил мне человек, хотел консультацию по поведению собаки . Объяснил, что беспокоит. Но как только я заикнулась, что, возможно, я к ветеринару отправлю, помимо поведенческой работы, человек сначала возмутился, потом повесил трубку. Хорошо, что так случилось и ко мне этот человек не пришел, но это тоже иллюстрация про отсутствие места для ответа специалиста, потому что я вот тоже не волшебник, и отнюдь не всегда и не всё, что я говорю, в итоге будет принято как рекомендация.
Но это не тот ответ, который я хочу!
Так и тут. Человек пришел, но с идеей, что я «как-то иначе» должна ответить, только в том ключе, в котором ему хочется ответ услышать. И даже озвучил, что «Это явно связано не с местом туалета, а с ревностью, конкуренцией, иерархией». Это и показывает, что у человека нет места услышать ответ, хотя он его очень хочет. Освободить место можно, разобрать, что коты не ревнуют, что иерархия — чушь собачья и конкуренция в данном случае вообще не при чем. Но это большая работа как специалиста, так и самого вопрошающего. Снимаем шелуху, показываем реальность, тогда и появляется возможность понять, что на самом деле надо делать. Только делается это все в рамках консультаций.
Агрессия вместо «спасибо»
Вместо этого я получаю в ответ что? Конечно, агрессию. Человек не только не был готов к моему ответу, так и хотел сталкиваться с реальностью. И тут я показываю реальность как она есть. Поэтому надо обесценить и рассказать, что вы «плохой зоопсихолог», заодно и по клиентам пройтись. Человек не получил желаемое, потому что его не обслужили, как ему хочется, не дали ответы, которые он планировал услышать, да еще и бесплатно.
В этой переписке было интересным представление, что решение обязательно должно быть сложным. Человек хотел не то чтоб даже решить проблему, а хотел задолбаться. Потому что это слишком просто, чтобы было правдой ещё и за деньги. Нууу, хотите сложно — да без вопросов.
Мораль, в общем-то, проста: если вы задаете вопрос специалисту, будьте готовы получить ответ и сохраняйте его, даже если этот ответ вам категорически не нравится. Глядишь, позже пригодится.